Навигация

Вопросы и ответы

Как ЭТО делать грамотно...

В почтовый ящик СКАН-КЛУБА часто приходят письма. Их авторы затрагивают общие темы:
- калибровку системы (сканер, монитор, принтер)
- особенности работы различных сканеров и их программ
- взаимодействие этих программ с PhotoShop

На примере конкретного письма я попробую ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы. Хочу подчеркнуть, что у меня нет доступа к какой либо фирменной (inside) информации, кроме официальной (user guide) и я отвечаю исходя из своего практического опыта (более 10 лет в полиграфии).

Здравствуйте, Константин!

Из-за некоторых проблем с интернетом ответ на моё письмо удалось прочитать лишь 19 марта. Большое спасибо за ответ. Про подписку о неразглашении - это была шутка, думаю, у профессионалов обычно просто нет времени... Новообращенным полиграфистом не являюсь, работаю в НИИ научным сотрудником. Сканированием занимался давно, но в основном графиков и текстов. Разбираться с цветными изображениями начал этим летом, когда затеял выложить фото с похода на свой сайт. Меня там можно узнать в приземистом мужике в тельняшке и зелёной шапке с полями. Есть сканер UMAX 5450, с которым мне удалось подружить MagicScan 4.5 (вообще, политика UMAX с ПО для сканеров весьма странная). Не скажу, что освоил все тонкости цветокоррекции, но благодаря scanclub.narod.ru (кое-что удалось найти и в других местах) основательно в этом разобрался и могу определять, что в картинке неправильно и как это можно исправить. Поэтому вопросы в основном технического характера.

1) Как всё же правильнее делать для получения максимальной резкости: сканировать фотографии 10х15 сразу на 150-200 ppi и потом уже не менять размер или сканировать с большим разрешением (300-400-600) и затем делать в Photoshop несколько ресэмплингов и USM? Именно для показа фото на экране.

Лучше - первое, т. к. нет никакого смысла делать ресэмплинг. Это только приведет к потери резкости. Для экранных картинок важен лишь их размер в пикселях, поэтому разрешение сканирования можно выбирать так: например, если Вам нужна картинка в 500х300 точек с фотографии 15х10 см., то разрешение сканирования должно быть:

Rdpi = (500/15) x 2.54 = 84,7 dpi.

где 500/15 - это кол-во точек, которые необходимо "снять" с каждого сантиметра оригинала, а множитель 2.54 переводит эту цифру в привычные для сканера dpi. Теперь осталось выбрать ближайшее большее разрешение в программе сканирования - 100 dpi и можно приступать к оцифровке.


2) Как эксперту в MagicScan: какие из управляемых настройками операций (гамма, ч/б точки, кривые, нейтрализатор и т.д.) эта программа делает на аппаратном уровне (или на программном, но лучше чем Photoshop), а какие лучше делать уже в шопе?

За эксперта - спасибо, но боюсь что это через чур, я не знаю какие из перечисленных операций выполняются на аппаратном или программном уровне в MagicScan. Но думаю, что выбор правильных значений для крайних точек динамического диапазона изображения (ч/б точки) и градационная кривая, уточненная в области хотя бы полутона (гамма) - это необходимый минимум настроек, которые стоит сделать перед сканированием. Это позволит использовать большую разрядность сканирования, а значит получить более равномерные градационные переходы, уменьшить паразитное зашумление оцифровки.


3) По поводу гаммы. Если нажать кнопку Auto в MagicScan, то чаще всего выставляется гамма 1.6. В различных руководствах рекомендуется гамма 1.2-1.5. А вот на сайте www.aim-dtp.net живёт Timo Autiokari, этакий финский Кулибин, развивший целую теорию о том, что ничего нет лучше линейной гаммы 1.0, в том числе для рабочего пространства Photoshop. Если он прав, то такой вопрос: можно ли получить на выходе сканера картинку, соответствующую линейной гамме?


тронь мышкой

до


после

Следует разделять нелинейные погрешности сканирования и тоновые дефекты оригиналов. Первые устраняются калибровкой, т.е. построением icc-профиля, а вторые - применением тоновой коррекции в процессе сканирования или при последующей обработке. Для калибровки надо отсканировать эталон IT8 без применения каких либо коррекций. Затем воспользовавшись программой построения профилей для сканера (например ScanOpen) получить искомый профиль. Программа это делает на основе сравнения числовых значений скана и файла, содержащего данные прецизионных замеров эталона. Остается подключить профиль и повторно отсканировать эталон, если серая шкала получилась линейной на скане и не имеет цветовых сдвигов, то профиль построен верно.
Это теория - а теперь немного личных наблюдений. Некоторые программы сканирования (MagicScan в частности) при использовании профиля теряют способность делать какие либо коррекционные установки (ни кривые, ни уровни, ни цветовой баланс или нейтрализация), следовательно коррекция дефектов оригинала становится недоступной. Применение профиля в такой программе как MagicScan можно порекомендовать тем, кто не хочет утруждать себя глубоким изучением этого вопроса, а хочет более менее похоже оцифровывать свои домашние фотографии. Но для того, чтобы скан и фотография получились не как две "большие разницы", а более менее похожи, необходимо еще откалибровать монитор. А для печати - согласовать изображение на мониторе с его распечаткой. Для тоновой коррекции можно применять гамму - показатель степени кривизны градационной кривой. Это самый грубый способ т.к. регулирует только полутон. Из выше сказанного ясно, что значение для гаммы - зависит от оригинала. Предлагаемое MagicScan значение 1,6 - это среднестатистическое значение, учитывающее совокупную нелинейность системы при сканировании стандартного оригинала. Если монитор откалиброван, а программа сканирования показывает Preview так же как например PhotoShop, т.е. ей можно доверять в этом смысле, то гамму можно подбирать визуально. Другой способ - сканировать оригинал вместе с серой ступенчатой шкалой, гаммой надо скорректировать значения RGB для 50% поля шкалы. Они должны быть близкими к 127 (255/2). Но должен предостеречь от сугубо колориметрического подхода к сканированию - это процесс скорее художественный, психологический, а не бездумно-измерительный. Опыт подсказывает, что попытка коррекции слайдов картин художников точно по шкалам приводит чаще к плачевным результатам. Появляются несуществующие на оригинале цветовые сдвиги, нарушается плавность тоновых и цветовых переходов. Вполне достаточно по шкале выставить крайние точки и средний тон. Особенно не стоит пытаться "разбирать" тени в соответствии со шкалой - это почти наверняка разрушит изображение.


4) Можно ли в сканерах UMAX отключить BET и посмотреть, может, без неё лучше?

Думаю что этого сделать нельзя и не стоит. BET - это здравый алгоритм фильтрации полезного сигнала (цветовых данных оригинала) от вредных шумов оцифровывания.


5) Нельзя ли выложить на сайт или прислать табличку с памятными цветами

Памятные цвета - это не конкретные значения в каналах CMYK, а скорее их соотношения между собой. Эти соотношения - субъективный личный опыт, а не утвержденный стандарт. Чтобы составить свою собственную табличку памятных цветов можно воспользоваться веером (эталоном) Pantone Process Colour. Подберите интересующие Вас цвета на понравившемся оригинале (календаре или журнале). Цвет неба, зелени или телесные цвета и др. Это и будет началом накопления Вашего личного опыта.
Для примера вот несколько приличных CMYK картинок и любой сможет их исследовать с помощью Color Picker в PhotoShop.

Black_sea.jpg - 237Кб
bridge.jpg - 444 Кб
BOY_GIRL.jpg - 335 Кб
Eye.jpg - 235 Кб


6) Нужно ли в Windows 98 выставлять в свойствах Color Management всех устройств (монитора, принтера, сканера) их профили и не повлияет ли это на правильную работу продуктов Adobe (Gamma Loader, Photoshop, Distiller)?

Windows 98 не имеет места, где бы можно было указать список профилей всех необходимых устройств, а программы могли бы этим списком воспользоваться. Поэтому надо самому указать эти профили (одни и те же) во всех программах. В Windows обычно профиль монитора RGB создается в Adobe Gamma и затем устанавливается в свойствах монитора. Профиль печати CMYK можно создать в PhotoShop, сохранить его в формате icc в \WINDOWS\SYSTEM\COLOR и указать в других программах. Как показывает практика - использование одних и тех же профилей во всех программах это еще не гарантия одинакового вида картинок в них...


Зубры-профессионалы! Нас подозревают в заговоре молчания. Приглашаю тех, кто с этим не согласен на страницы СКАН КЛУБА.

 
Hosted by uCoz